Исторически статистика внешней торговли базировалась на отчетности таможенных учреждений. С этим фактом связано первоначальное название данной отрасли экономической стати- стики, сохранившееся до настоящего времени во многих странах мира – “таможенная статистика”. Если в начальный период своего развития внешнеторговая статистика занималась лишь простой регистрацией ввоза товаров из-за границы и вывоза за границу в целях выявления торгового баланса страны и соблюдения фискальных интересов государства, то по мере дальнейшего роста международного товарообмена она все более становилась важным инструментом исследования экономической жизни во всех странах. В настоящее время это одна из наиболее развитых отраслевых статистик в большинстве государств мира. Практика отечественной статистики внешней торговли интересна тем, что она прошла все основные этапы развития, характерные для международной торговой статистики и оказала на нее определенное влияние. В частности, опыт организации статистических работ в бывшем Советском Союзе был непосредственно использован при перестройке статистики внешней торговли в странах Восточной Европы. Методология статистики внешней торговли СССР, на формирование которой определенное влияние оказали рекомендации международных статистических органов (Международного статистического института и статистической комиссии ООН), была впоследствии использована при разработке основных методологических положении по оперативному и статистическому учету внешней торговли стран – членов СЭВ. Основополагающими документами для развития советской внешнеторговой статистики явились: Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации внешней торговли от 22 апреля 1918 г. и Положение о государственной статистике, подписанное В. И. Лениным 25 июля 1918 г. Декретом о национализации внешней торговли была введена государственная монополия внешней торговли, а Положением о государственной статистике были оформлены организационные основы статистики и установлена централизация всего статисти- ческого дела в нашей стране. В соответствии с названными законодательными актами бы- ли изменены формы и методы учета во внешней торговле. На практике это отразилось, прежде всего, в изменении статуса и функций таможенных учреждений, основная задача которых те- перь состояла в контроле по соблюдению монополии внешней торговли, а также в усилении централизации статистического учета внешнеторговых операций. Внешнеторговая статистика СССР довоенных лет была по своей сущности статистикой таможенной. До 1930 г. таможенные учреждения по документам, на основе которых осуществлялся пропуск товаров через границу, производили учет экспорта и импорта, заполняя специальные статистические ведомости, которые еженедельно направлялись ими в Главное таможенное управление (ГТУ). В ГТУ на основании поступивших от тамо- жен данных по установленным показателям сводились общие сведения по внешней торговле страны. Начиная с 1930 г. в связи с резким возрастанием объема экспортно-импортных операций чисто статистические функции таможен были переданы отделу статистики ГТУ, в котором была сосредоточена вся статистическая информация по внешней торговле Советского Союза, получаемая с первичных документов, присылаемых таможенными пунктами страны. Концентрация статистического учета в ГТУ позволила изменить способ обработки статистических материалов, перейти на механизированный учет, используя для этой цели счетно-аналитические машины счетной фабрики Народного Комиссариата внешней торговли (НКВТ). Синтезируя огромный цифровой материал по внешнеторговым операциям в масштабе всей страны, ГТУ осу- ществляло также и публикацию данных о внешней торговле страны. Для оперативных целей и обеспечения планового руково- дства внешней торговлей помимо данных ГТУ использовались и сведения об экспортных и импортных операциях, полученные от хозяйственных организаций, участвовавших во внешней торгов- ле, а также торговых представительств СССР в зарубежных странах. Эти данные обобщались и анализировались в управле- ниях НКВТ. Такой порядок учета советской внешней торговли существовал до Великой Отечественной войны. С началом войны гра- ницы Советского Союза были нарушены, поэтому учет стал крайне неполным и не отвечал требованиям руководства внеш- ней торговлей в условиях военного времени. Статистический учет экспорта и импорта концентрировался в этот период в учетно-экономическом отделе НКВТ и основывался на опера- тивных данных внешнеторговых организаций, непосредственно осуществлявших экспортно-импортные сделки. По окончании Отечественной войны восстановились грани- цы Советского Союза и вместе с ними таможенный учет внеш- ней торговли. Таким образом, в течение ряда послевоенных лет в СССР параллельно существовали два вида статистического уче- та внешней торговли: Курс первый. Таможенный учет, который осуществлял отдел статистики ГТУ на основе данных о ввозе и вывозе товаров, по- лучаемых от таможен; Курс второй. Статистический учет на основе оперативных данных всесоюзных экспортно-импортных объединении, который по Министерству внешней торговли вело Планово- экономическое управление (ПЭУ МВТ).

В связи с тем, что эти два вида статистического учета внеш- ней торговли в известной степени дублировали друг друга приказом по МВТ СССР от 25 марта 1959 г. ведение всей статистики внешней торговли было полностью возложено на ПЭУ МВТ. В соответствии с этим приказом таможенные учреждения освобождались от представления в ГТУ статистических мате- риалов об экспорте и импорте. За ГТУ сохранялся учет транзита иностранных товаров через территорию Советского Союза, за- держанных предметов контрабанды, международной почтовой корреспонденции и почтовых посылок, пассажиров и их багажа, транспортных средств, перемещаемых через границы СССР. Как итог своей деятельности в области статистики внешней торговли ГТУ выпустило статистический сборник “Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг.” (М.: Внешторгиздат, 1960), содержащий систематизированные данные о внешней торговле Советского Союза за весь предвоенный период. Методологические принципы учета внешнеторгового оборота в этом сборнике несколько иные по сравнению со справочникам и, выпускавшимися ПЭУ МВТ, поскольку публикуемые в нем данные, как и в других довоенных сборниках по внешней торговле, основываются на материалах таможенного учета. Всесоюзные экспортно-импортные объединения, являвшие- ся до середины 80-х годов основными участниками внешнеэкономических связей СССР, осуществляли оперативный учет перемещения товаров через государственную границу, на основа- нии поступающих к ним экспортно-импортных извещений о пропуске грузов через рубежи страны. Работниками внешнеторговых объединений и других хозяйственных организаций, осуществлявших внешнеторговые функции, проводилось непрерывное наблюдение за передвижением товаров от поставщика к потребителю, за расчетами по ним, о чем делались соответствующие записи в специальные карточки учета. Данные карточек учета и поступающие в объединение документы на товары служил и основой для составления статистической и оперативной отчетности о внешней торговле Советского Союза. Обобщались и анализировались эти данные в Главном планово-экономическом управлении МВТ, а также в ЦСУ СССР (с 1988 г. Главное экономическое управление МВЭС и Госком- стат СССР). Такой порядок организации внешнеторговой статистики существовал до середины 80-х годов, когда началась коренная перестройка всей системы внешнеэкономической деятельности страны, включая статистику. Проводимая в стране хозяйственная реформа, показавшая необходимость преодоления разобщенности между промышленностью и внешней торговлей, осуществления непосредственного выхода организаций и ведомств на внешний рынок, расширения прямых связей между партнерами, создания совместных предприятий, поставила на повестку дня и вопрос о государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. К середине 80-х годов в СССР сложилась довольно широкая система органов государственного управления внешними экономическими связями, включая Госплан, Госснаб, ГКНТ, Министерство финансов, Госбанк, МВТ, ГКЭС, Госкомиздат и некоторые другие государственные комитеты, Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР, ряд промышленных министерств и ведомств. Так как круг органов управления внешнеэкономической деятельностью расширился, возникла необходимость четкой координации действий в этой области, создание таких условий, при которых отступление от единой государственной внешнеэкономической политики было бы невозможно. В современных условиях перехода к рыночной экономике задача обеспечения общегосударственных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности также сохраняет свое зна- чение, хотя порядок и условия ее реализации существенно ме- няются. Наиболее важные функции в этом отношении должны осуществлять органы государственного управления. Государство вырабатывает единую внешнеэкономическую политику, осуществляет в самых общих направлениях планирование и контроль внешнеэкономических связей и, определяет организации, правомочные проводить соответствующие экспортно-импортные операции, и пределы осуществления таких операции. Однако основной акцент во внешнеэкономической политике страны сделан в настоящее время на поощрение инициативы и хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций – участников ВЭД, права которых в области внешне- экономической деятельности теперь существенно расширены. Однако действующим законодательством по-прежнему пре- дусматривается такая форма контроля внешнеэкономической деятельности, как выдача разрешений на ввоз в страну и вывоз из страны ряда товаров. Например, органы Министерства сельского хозяйства (фитосанитарный и ветеринарный контроль) выдают разрешения на ввоз в Российскую Федерацию продукции растительного и животного происхождения; органы Министерства связи – на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; учреждения Министерства культуры – на культурные ценности при их вывозе из Российской Федерации. Система пропуска через границу таможенными пунктами госу- дарства на основании разрешений рассматривается как одна из сохранившихся форм осуществления государственной монопо- лии внешнеэкономической деятельности. В соответствии с постановлениями “О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, коопера- тивных и иных общественных предприятий, объединении и ор- ганизаций” от 2 декабря 1988 г. и “О мерах государственного ре- гулирования внешнеэкономической деятельности” от 7 марта 1989 г. установленная система государственного регулирования включала регистрацию всех участников внешнеэкономических связей. Это означает, что все желающие воспользоваться пре- доставленным правом непосредственного выхода на внешний рынок должны были обязательно зарегистрироваться в Мини- стерстве внешних экономических связей, в том числе через ап- параты его уполномоченных на местах, получив соответствую- щее свидетельство о регистрации. МВЭС на основе данных регистрации составляло Государственный реестр участников внешнеэкономических связей, формировало о них единый банк данных. Согласно официальному извещению Госкомстата России, последний прекратил сбор отчетных данных по экспортным операциям российских участников внешнеэкономических связей со второго полугодия 1994 года, а по импортным операциям – с 1 января 1995 года. В вышеупомянутом извещении особо огова- ривалось, что с 1 января 1995 года Госкомстат России в своей деятельности полностью переходит на использование данных таможенной статистики внешней торговли РФ. В современных условиях качественно изменились роль и значение организации, сбора, обработки и анализа информации о ВЭД в практике принятия управленческих решений в области государственного регулирования. В настоящее время учет внешней торговли ведется в ГТК, статистическая информация передается от региональных струк- тур. ГТК осуществляет передачу информации в ГКС. Из этого следует, что ответственность ведения статистики внешней тор- говли возложено на ГТК, ГКС и их региональные структуры. В связи с этим, ГТК и ГКС включены в систему органов государственного управления.