• Автор (авторы):
  • Афонин Петр Николаевич,, Колесинская Мария Романовна,
  • Дата публикации:
  • 09.11.13
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
  • Российская таможенная академия
    Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии

Информационно-аналитическое обеспечение как инструмент совершенствования электронного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

 Information-analytical provision as a tool to improve electronic declaration of goods in Customs Union

 

Афонин Петр Николаевич,

доктор технических наук,
профессор-заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики

Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала

Российской таможенной академии

Pnafonin@yandex.ru 

Колесинская Мария Романовна,

аспирант кафедры экономической теории,

Российская таможенная академия

crocodog@mail.ru

 

Afonin Petr Nikolaevich,

a doctor of the technical sciences (GrandPhD),

professor, the head of the department of

Technical means of customs control and criminalistics

of the Saint-Petersburg branch named after V.B. Bobkov

of the Russian Customs Academy,

Pnafonin@yandex.ru

Kolesinskaya Maria Romanovna,

graduate student of the Department of economic theory

of the Russian Customs Academy

crocodog@mail.ru

 

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы информационно-аналитического обеспечения таможенных органов и работы специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования. Разработана имитационная модель центра электронного декларирования, позволяющую формировать предложения по оптимизации его функционирования.

 Annotation: This article gives descriptions of information-analytical provision of the customs office and work of specialized customs offices – centers of electronic declaration. An imitation model of the center of the electronic declaration allowing to form proposals for the optimization of its operation.

 Ключевые слова: таможенное дело, центр электронного декларирования, информационные таможенные технологии, таможенные операции, таможенный контроль, оптимизация.

 Keywords: customs affair, center of electronic declaration, customs information technology, customs operations, customs control, optimization.

Последние несколько лет для Федеральной таможенной службы России можно назвать особенными: начал полноформатную деятельность Таможенный союз, осуществился масштабный переход работы таможенных органов в рамках информационных технологий, с 1 января 2012 года осуществлен один из важнейших интеграционных проектов – создание Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, Россия вступила во Всемирную торговую организацию.

Целью работы является исследование информационно-аналитического обеспечения как инструмента совершенствования электронного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. Провести анализ современного состояния специализированных таможенных постов – центров электронного декларирования.
  2. Разработать имитационную модель центра электронного декларирования, позволяющую формировать предложения по оптимизации его функционирования.

Информационно-аналитическое обеспечение – готовность специально организованных и предназначенных для конкретных целей сил и средств выполнять поставленные задачи за счет сбора, систематизации и аналитической интерпретации информации. Организация аналитической работы в таможенных органах должна способствовать своевременной и объективной оценке деятельности таможенных органов, выявлению проблем и оперативному нахождению путей их решения. Для этого необходимо систематическое проведение анализа в определенной последовательности и повышение его эффективности и оперативности. Сегодня в таможенных органах Российской Федерации применяется несколько различных автоматизированных информационных систем, предназначенных для анализа, сбора, обработки, хранения и систематизации данных, в том числе: автоматизированная система «Обеспечение работы руководства», АИС «Аист-М», система управления базами данных компании Oracle (СУБД Oracle).

Как следствие развития информационно-аналитичеких систем и технологий в таможенных органах явилось появление новой формы декларирования товаров – электронной. электронной форме. Электронное декларирование позволяет значительно упростить совершение таможенных операций и процедур в отношении товаров и транспортных средств и сократить время декларирования товаров. Внедрение электронного декларирования потребовало от таможенных органов РФ проведение целого комплекса технологических и технических мероприятий. На сегодняшний день все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сети Интернет, при этом на постоянной основе ведется планомерная работа по совершенствованию технологии электронного декларирования. Наиболее значимыми проектами по оптимизации электронного декларирования необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров, что избавит участников ВЭД от лишних бумаг.

С целью развития электронного декларирования, а также оптимизации мест размещения таможенных органов в РФ создаются специализированные таможенные посты – центры электронного декларирования (ЦЭД).

ЦЭД – это специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей декларирования товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», в соответствии с Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

В среднем на таможенном посту ЦЭД в месяц принимается решение по 155 декларациям на товары. Время принятие решения по одной декларации в наибольшей степени зависит от количества выпускающих инспекторов. На рис. 1 представлены данные о количестве деклараций, решение по которым было принято в течении 1 дня, за 9 месяцев 2013 года.

Рис. 1. Количество ДТ на т/п ЦЭД

На рис. 2 представлен график зависимости времени принятия решения по одной декларации по процедуре «Импорт» выпускающим инспектором (точками обозначено количество деклараций на товары в месяц). На рис. 3 представлен график зависимости времени принятия решения по одной декларации по процедуре «Экспорт» выпускающим инспектором (точками обозначено количество деклараций на товары в месяц). По графику видно, что продолжительность принятие решения по декларации по процедуре «Импорт» зависит от количества выпускающих инспекторов на таможенном посту ЦЭД, т.к. с увеличением количества поступивших деклараций на товары и неизменным количеством выпускающих инспекторов, среднее время принятия решения по одной декларации увеличивается. Продолжительность принятия решения по одной декларации на товары, поступившей по процедуре «Экспорт» зависит от различных условий, в т.ч. от правильности заполнения декларантом «экспортной» декларации на товары и от занятости выпускающих инспекторов таможенного поста ЦЭД принятием решения по «импортным» декларациям на товары.

Рис. 2. Среднее время принятия решения по 1 ДТ (импорт)

Рис. 3. Среднее время принятия решения по 1 ДТ (экспорт)

Согласно данным, указанным выше, с 01 января 2013 года по 30 сентября 2013 года количество поданных деклараций на товары по процедуре «Импорт» ежемесячно увеличивалось в среднем на 9.61 % (среднее количество ДТ, по которым принято решение, в месяц составляет 155 ДТ), при этом ежегодно увеличивается товарооборот РФ, из чего следует, что стоит ожидать дальнейшего увеличения количества поданных деклараций на таможенный пост ЦЭД.

В качестве примера того, как информационно-аналитическая работа может благоприятно сказаться на улучшении качества и эффективности работы таможенных органов, в данном случае на уменьшении времени для принятия решения по одной декларации в условиях увеличения товарооборота, следует построить имитационную модель работы ЦЭД.

Имитационное моделирование – метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. В настоящем исследовании планируется эксперимент при условиях, что ДТ подаются с различной интенсивностью в различные интервалы времени (интенсивность указана в табл. 1). Время осуществления таможенного контроля находится в определенном временном интервале. Количество выпускающих инспекторов ЦЭД ограничено, принятие решения по ДТ осуществляют 6 должностных лиц ЦЭД. Моделирование производится при условии 8-часового рабочего дня.

Таблица 1

Интенсивность подачи ДТ в день

Количество ДТ, (шт.) Вероятность, %
2 1
6 10
10 15
14 40
18 15
22 14
26 5

Модель опирается на следующие классы запросов:

  1. Проведение таможенного контроля требует задействования одного выпускающего инспектора ЦЭД (F1, F2, …, FM).
  2. При проведении таможенного контроля могут возникать очереди, при условии, что все выпускающие инспектора заняты (Q1, Q2, …, QN).
  3. Компонент (C1, C2, …, CK) определяется в единицах времени. Время необходимое для принятия решения по одной ДТ есть рабочий компонент (t1 (F1), t2 (F2), …, ti (FM)). Время нахождения ДТ в очереди есть компонент ожидания (t1 (Q1), t2 (Q2), …, tj (QN)).
  4. Время нахождения каждой ДТ в оформлении есть функция набора компонентов (C1, C2, …, CK) и выражается в виде:

                                                 QUOTE   ,                             (1)

Набор рабочих компонентов и компонентов ожидания, связанный с каждым Tq , выражается как функция:

 QUOTE   ;

                                      (t1 (Q1), t2 (Q2), …, tj (QN))                                 (2)

Полагая, что оба вида компонентов являются независимыми друг от друга, выразим Tq  следующим образом:

                            ,                           (3)

где T– время, проведенное одной ДТ в оформлении (q=1, 2, …, H);

 ti (FM) – время, требуемое для принятии решения по ДТ выпускающим инспектором M;

 tj (QN) – время ожидания ДТ в очереди N до того, как освободится выпускающий инспектор.

В качестве программного средства для создания имитационной модели была выбрана программа Extend.

С целью создания имитационной модели, помимо имеющихся условий, описанных выше, необходимо:

  1. Установить временной интервал подачи участниками ВЭД ДТ на таможенный пост. В модели ДТ будут подаваться с вероятностью, указанной в табл. 1, каждые 420 – 480 мин.
  2. Определить количество выпускающих инспекторов, задействованных для осуществления таможенного контроля. При проведении таможенного контроля будут задействованы 6 инспекторов.
  3. Определить время, необходимое для принятия решения по ДТ. Время принятия решения по одной ДТ, находится в интервале от 2 ч (120 мин) до 4 ч 30 мин (270 мин), с предпочтением 3 ч 10 мин (190 мин).
  4. Задать время для одного эксперимента. Время одного эксперимента равно 8-часовому (480 мин) рабочему дню.

Таким образом, проведя эксперимент с построенной моделью, при заданных условиях были получены следующие результаты.

По результатам 10 экспериментов получены следующие результаты, представленные в табл. 1 и табл. 2, при этом среднее время принятия решения в отношении одной ДТ составило 2 ч 08 мин, среднее количество ДТ, по которым принято решение в течение 1 рабочего дня, составило 281 ДТ в месяц.

Таблица 1

Количество поданных и выпущенных ДТ за месяц, загруженность ДЛ ТО


п/п
Кол-во ДЛ ТО Кол-во поданных ДТ за 1 месяц Количество выпущенных ДТ Загруженность ДЛ ТО, % Время имитации, мин
1. 6 281 275 92,75% 9600
2. 6 294 288 96,31% 9600
3. 6 280 275 95,41% 9600
4. 6 297 291 99,72% 9600
5. 6 281 275 92,91% 9600
6. 6 267 261 88,70% 9600
7. 6 289 283 95,88% 9600
8. 6 300 294 99,91% 9600
9. 6 292 286 96,93% 9600
10. 6 297 291 100,00% 9600

Таблица 2

Результаты ожидания в очереди, при проведении 10 экспериментов


п/п
Средняя очередь Максимальная очередь, кол-во ДТ Среднее ожидание, часов Максимальное ожидание, часов
1. 6 22 3,44 10,45
2. 16 48 7,52 20,77
3. 12 33 6,75 17,25
4. 33 58 15,91 25,74
5. 8 27 4,52 13,88
6. 8 30 4,28 14,75
7. 13 34 6,48 16,85
8. 29 50 14,10 26,24
9. 11 28 5,46 13,31
10. 24 42 12,90 22,88

Из данных, представленных в табл. 1 и 2 очевидно, что при дальнейшем увеличении товарооборота загруженность выпускающих инспекторов таможенного поста ЦЭД достигнет 100%, а ожидание в очереди одной ДТ станет слишком большим.

При проведении следующего эксперимента следует увеличить количество выпускающих инспекторов до 8. Результаты, полученные при проведении 10 экспериментов, представлены в табл. 3 и табл. 4.

Таблица 3

Количество поданных и выпущенных ДТ за месяц, загруженность ДЛ ТО,
после увеличения количества выпускающих инспекторов


п/п
Кол-во ДЛ ТО Кол-во поданных ДТ за 1 месяц Количество выпущенных ДТ Загруженность ДЛ ТО, % Время имитации, мин
1. 8 338 330 83,58% 9600
2. 8 328 322 81,01% 9600
3. 8 318 310 80,04% 9600
4. 8 340 332 84,64% 9600
5. 8 349 341 87,53% 9600
6. 8 348 346 86,43% 9600
7. 8 314 306 78,82% 9600
8. 8 316 308 77,98% 9600
9. 8 340 333 84,23% 9600
10. 8 350 342 88,43% 9600

Таблица 4

Результаты ожидания в очереди, при проведении 10 экспериментов,
после увеличения количества выпускающих инспекторов


п/п
Средняя очередь Максимальная очередь, кол-во ДТ Среднее ожидание, часов Максимальное ожидание, часов
1. 6 26 2,64 9,56
2. 5 26 2,36 10,27
3. 4 26 1,79 9,44
4. 6 22 2,64 9,95
5. 7 26 3,15 9,77
6. 7 26 3,09 8,50
7. 5 22 2,28 8,65
8. 4 26 1,99 8,81
9. 9 35 4,40 14,05
10. 10 36 4,38 14,72

Из данных, представленных в табл. 3 и 4, видно, что с увеличением количества выпускающих инспекторов, уменьшились не только очередь, время принятия решения по одной ДТ и загруженность выпускающих инспекторов, но при этом увеличилась пропускная способность ЦЭД (среднее количество ДТ, по которым принято решение в течение 1 рабочего дня составило 327 ДТ), среднее время принятия решения по одной ДТ составило 3 ч 10 мин.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационно-аналитическое обеспечение и информационно-аналитические технологии могут сыграть значительную роль в оптимизации работы таможенного поста ЦЭД, в части расчета плановых показателей увеличения его «пропускной способности», при одновременном снижении нагрузки на выпускающего инспектора.

Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». – Электронный справочник ВЭД-Инфо.
  2. Приказ ФТС России от 25.11.2010 г. № 2244 «Об установлении компетенции таможенных постов». – Электронный справочник ВЭД-Инфо.
  3. Белов В.С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: Учеб. пособие, руководство, практикум. – 2-ое изд., – перераб. и доп. – М., 2005.
  4. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. – М.: Русаки, 2004.
  5. Трухин П.А. Электронное декларирование: состояние и проблемы: «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства – первые итоги». – М., 2012. [Электрон. ресурс]: Альта-Софт. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.alta.ru/