• Автор (авторы):
    Элова Галина Викторовна, Какорина Марина Вячеславовна
  • Дата публикации:
    18.03.13
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Институт сервиса, туризма и дизайна (г. Пятигорск) Северо-Кавказского Федерального Университета.

Место таможенных услуг в формате  института государственных услуг и особенности  их типологии

The place of the customs services in the format of the institution of the state service and the peculiarities of their typology 

Элова Галина Викторовна

к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела

Института сервиса, туризма и дизайна

(г. Пятигорск) Северо-Кавказского Федерального Университета.

E-mail: Elova@yandex.ru.

Какорина Марина Вячеславовна

к.с.н., доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела

Института сервиса, туризма и дизайна

(г. Пятигорск) Северо-Кавказского Федерального Университета.

E-mail: sobaka09@rambler.ru.

Elova Galina Viktorovna

Ph.D. in Economics,

associate Professor of the Department of Economics and customs

Institute of Service, tourism and design

(Pyatigorsk), North-Caucasian Federal University

E-mail: Elova@yandex.ru

Kakorina Marina Vyacheslavovna

Ph.D. in Sociology,

associate Professor of the Department of Economics and customs

Institute of Service, tourism and design

(Pyatigorsk), North-Caucasian Federal University

E-mail: sobaka09@rambler.ru

Аннотация: Рассмотрены сущностные основы влияния  административной реформы на становление такого понятия, как государственная услуга в общем и государственная таможенная услуга в частности. Изложен подход к определению термина «государственная таможенная услуга», обозначены особенности классификации и предоставления данного вида услуг.

 Summary: The essential foundations of influence of the administrative reform on the development of such a concept as the state service, in general, and the state customs service, in particular, have been considered.

The approach to the definition of the expression ‘the state customs service’ has been presented; features of classification and providing of this kind of services have been identified

 Ключевые слова: государственная услуга, таможенная услуга, таможенное дело.

 Keyword terms: the state service, the customs service, the customs.

В настоящее время подход к месту и роли государства претерпел значительное изменение. Очевидной стала социальная значимость  государства как основополагающего института, призванного охранять права и свободы граждан, а также обеспечивать функционирование здорового гражданского общества.

Необходимо отметить, что только в последние годы в России в результате проведения административной реформы появилось понимание того, что исполнительная власть призвана работать на общество, и основной ее задачей является оказание государственных услуг гражданам и организациям. Кроме того, следует обратить внимание на то, что органы исполнительной власти оказывают услуги и государству в плане реализации политики государственного регулирования. Исходя именно с такой позиции,  считаем целесообразным рассматривать деятельность структур исполнительной власти, в том числе и таможенных органов, и определять стратегию совершенствования их деятельности. В связи с этим необходимо обозначить понятие государственной услуги.

Государственная услуга – не совсем привычное для российской управленческой практики понятие, которое сформировалось только в последние годы и обрело некую юридическую форму в 2010 году. В международных стандартах это понятие трактуется как  реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти. При этом одной из задач административной реформы стало установление прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину, организации или бизнесу.

Такая установка при своей реализации оказалась сопряженной с рядом специфических российских проблем. Первая из них – это юридическая неопределенность самого термина, смысл которого в официальных материалах и в различных к ним комментариях, как правило, раскрывается на фоне другого понятия (также нормативно не закрепленного) – «государственная функция». Исходя из практики использования словосочетаний «государственная функция» и «государственная услуга» в актах Правительства РФ и в рекомендательных материалах федеральных министерств, государственная функция (или функции государственных органов исполнительной власти) – это конкретное правоотношение между органом исполнительной власти и гражданином (юридическим лицом, организацией), возникающее в связи с исполнением соответствующего полномочия, установленного для этого органа законом, и подлежащее исполнению вне зависимости от прямого обращения гражданина (юридического лица, организации) в этот орган. Действие органа власти в данном случае называется исполнением государственной функции. Подразумевается при этом, что указанные функции как бы деперсонифицированы, обезличены и исполняются одновременно для всего населения. Такова, например, функция обеспечения правопорядка.

В отличии от «функции» в контексте официальных материалов «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей. В связи с этим, соответствующее действие органа исполнительной власти называется предоставлением (оказанием) государственной услуги.

В настоящее время особое значение придается такой функции органов власти, как предоставление гражданам и юридическим лицам государственных услуг. При этом единого системного представления о подобного рода услугах так и не сложилось. Чаще всего государственная услуга рассматривается как разновидность государственной функции. В этой связи интересен подход Г.И. Алькина и В.И. Гербина к определению понятия данного термина. Предоставление государственных услуг они идентифицируют как функцию по оказанию услуг, включающих защиту прав и законных интересов организаций; распределению материальных ресурсов; предоставлению информации; консультированию и методической помощи. При этом государственные функции ученые объединили в 3 группы: группу правоустанавливающих функций; группу правоприменительных функций и группу функций по предоставлению государственных услуг (государственные публичные услуги) и управлению государственным имуществом. И если функция рассматривается как решение органа исполнительной власти, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации, не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации, то государственная услуга – деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством; установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. Таким образом, государственные услуги могут носить характер юридически значимых действий, материально-вещественных и информационных действий.[1]

Ученые выделяют четыре вида непосредственно государственных услуг:

  1. установление права гражданина или организации на что-либо;
  2. материальное обеспечение вышеуказанного права в отдельных случаях, установленных законодательством (например, права на получение пенсии, социальных пособий);
  3. установление юридических фактов, чаще всего выражающихся в справках;
  4. предоставление информации.

Оказание государственных услуг в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» трактуется как одна из возможных функций государственных органов.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга – деятельность по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Очевидно, что представленные легальные определения государственных услуг семантически не идентичны. Поэтому дают  почву для разного их научного и практического толкования.[2]

Кроме того, складывается представление о том, что нормативно закрепленное определение понятия «государственная услуга» значительно проигрывает в толковом аспекте понятию, разработанному учеными, и нуждается в совершенствовании.

Для того, что бы еще раз убедиться в правильности подхода, когда государственная услуга рассматривается как конечный продукт органов исполнительной власти, рассмотрим некоторые определения государственных услуг.

В экономическом словаре услуги определены как работа, выполненная на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара.

В ГОСТе 30335-95, ГОСТе Р 50646-9 установлен ряд терминов, которые вполне можно использовать при рассмотрении сути государственных услуг. Суть государственных услуг, по нашему мнению, вполне согласовывается с этим определениями.  Например, услугой стандарт называет «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а так же собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя». Именно удовлетворение потребностей общества по разнообразным направлениям и должно являться целями деятельности государственных органов. При этом государственные услуги можно разделить на общественные, т.е. блага, оказываемые всему обществу в целом по заказу государства, и частные, т.е. оказываемые определенным лицам и структурам в связи с их обращением.

Неотъемлемой частью системы государственного управления является таможенная система. Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ), является органом исполнительной власти, призванным реализовывать таможенное регулирование в соответствии с действующим законодательством.

В целях определения подходов повышения эффективности государственного регулирования в таможенной сфере автор считает целесообразным рассматривать деятельность органов ФТС как процесс оказания государственных услуг Федеральной таможенной службой. Поэтому в пределах данной работы термины «государственная услуга ФТС» и «таможенная услуга» несут одинаковую смысловую нагрузку.

В рамках административных преобразований еще в 2005 году Постановлением Правительства РФ был принят порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций предоставления государственных услуг. Цель этого документа систематизировать и регламентировать систему государственных услуг в России. В соответствии с этим Постановлением Федеральная таможенная служба,  Приказом № 1479 от 28.11.2007 утвердила Регламент, закрепляющий тот факт, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг. На сегодняшний день в официальном перечне государственных услуг, оказываемых Федеральной таможенной службой физическим и (или) юридическим лицам, зафиксировано 14 видов услуг.[3]

Начиная с 2006 года Федеральная таможенная служба разрабатывала и утверждала административные регламенты на все виды государственных таможенных услуг. Так, в  соответствии с Приказом ФТС России  №463 от 20 мая 2006 года «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги  по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», определены условия и процедура предоставления указанной информации, требования к предоставлению, порядок обжалования действий должностных лиц таможенных органов в случае неполного несвоевременного предоставления информации. На данный момент действует четырнадцать административных регламентов ФТС по вопросам оказания государственных услуг органами таможенной системы, последний из которых утвержден 25 октября 2010 г. Следовательно, задача Концепции административной реформы по разработке и внедрению стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти Федеральной таможенной службой была выполнена.

Однако, необходимо поставить вопрос о полноте перечня государственных услуг, оказываемых Федеральной таможенной службой физическим и (или) юридическим лицам, что будет обосновано далее при попытке классифицировать услуги, предоставляемые таможенными органами и определить их природу.

Бесспорен тот факт, что в условиях глобализации и интернационализации мировой торговли возрастает роль и значение влияния таможенного регулирования на процессы интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, а значит, появляется острая необходимость освоения новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Проведенное реформирование таможенной службы было обусловлено этим фактом, а также общими тенденциями преобразований в соответствии с Федеральной Программой «Административная реформа» (на 2005-2010 гг.), реализованными в рамках отечественной системы государственного управления, элементом которой является и таможенная система.

Тенденция рассмотрения отдельных форм государственной деятельности как государственных услуг нашла в свое время отражение и применительно к таможенным органам. Ряд Федеральных Программ Российской Федерации («Государственная граница», «Электронная Россия», «Административная реформа»), Концепция развития таможенных органов России до 2010 года поставили перед таможенной службой в качестве приоритетных задач всемерное содействие развитию торговли и совершенствование таможенного администрирования[4].

Таможенная система России непосредственно обслуживает многочисленные товаропотоки. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот в  2012г. приблизился к 835 млрд. долл. В целом он  увеличился на 2% по сравнению с 2011 годом.  В 2012 г. таможенная служба России перечислила в федеральный бюджет 6,579 триллиона рублей, перевыполнив годовой план на 0,3%.[5]

С ростом объемов внешнеторговой деятельности все отчетливее проявляется растущее влияние таможенной службы на развитие внешней торговли. Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании, начиная с регламентации заявляемых сведений и предъявляемых документов и вплоть до непосредственного создания условий осуществления торговли.

Поэтому в современных условиях таможенная служба России как часть экономической системы государства наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная услуга проявляясь как особая форма экономической деятельности, фактически создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешней торговли и, тем самым, может либо способствовать, либо препятствовать развитию внешнеэкономических связей.

В результате этого, таможенное дело становится не только важным фактором формирования устойчивой бюджетной политики, но и обладает значительными возможностями по оказанию содействия внешней торговле и ее расширению, в том числе посредством оказания таможенных услуг. Таможенные услуги относятся к важной сфере государственных услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность российских и иностранных экспортеров и импортеров.

Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеторговых сделок на определенном этапе внешнеторговой операции, но и государству, выполняя функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности, а также правоохранительные и защитные функции в сфере обеспечения экономической безопасности страны, с которыми в определенной степени связаны доходы бюджета и граждан, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны природной окружающей среды.

Таким образом, исходя из факторов развития внешней торговли и в соответствии с общей тенденцией реформирования государственных органов, можно констатировать, что в области таможенного дела в настоящее время все еще существует насущная необходимость в продолжении пересмотра устоявшихся понятий таможенного администрирования внешней торговли в условиях современных требований международного сообщества к скорости и эффективности таможенного обслуживания в целях содействия торговле. Особую роль эта необходимость приобрела в аспекте свершившегося членства России во Всемирной Торговой Организации.

Два традиционных направления таможенного дела – регулирование  внешнеторговой деятельности и таможенный контроль – сегодня дополняются качественно новым направлением, связанным с оказанием таможенных услуг. Это направление характеризует новую грань развивающейся отечественной таможенной системы, которая в данном аспекте выступает как система таможенного обслуживания.

Отмеченная важная тенденция в развитии таможенного дела привела в недавнем времени к формированию новой отечественной парадигмы таможенной деятельности, в основе которой все еще лежит необходимость разработки соответствующих определений таких  понятий, как «таможенная услуга», «околотаможенная услуга», «таможенный сервис (обслуживание)», которые до сих пор, несмотря на проделанную работу по регламентированию государственных таможенных услуг, так и не нашли отражение в таможенном праве.

Все вышесказанное делает актуальным вопрос об определении особенностей таможенных услуг и их классификации, дополнению официального перечня государственных услуг, оказываемых Федеральной таможенной службой физическим и (или) юридическим лицам.

Несмотря на многочисленные исследования ученых и споры, возникающие вокруг категорий «государственной услуги», а так же вокруг термина «таможенная услуга», до сих пор нет законодательно закрепленного определения последнего понятия. Термин «государственная услуга» хоть и нашел отражение в нормативно-правовой базе, но все же, по нашему мнению, не достаточно конкретен и обоснован, что может вызывать проблемы в практической деятельности по оказанию такого рода услуг и повлиять на качество их реализации.

Используя положения ФЗ РФ №210-ФЗ  от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», на основании определения понятия «государственная услуга» можно синтезировать следующее определение государственной таможенной услуги: это деятельность по реализации функций Федеральной таможенной службы России при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий таможенных органов, предоставляющих государственные услуги.

Получается некое размытое определение, не дающее конкретного представления ни о том, что такое государственная таможенная услуга, ни о видах государственных услуг, предоставляемых таможенными органами. Ясно лишь то, что эти  услуги предоставляются по запросам заявителей.

Попробуем синтезировать понятие «таможенной услуги» в соответствии с  Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и с терминами и определениями понятий сферы услуг, установленными ГОСТот 30335-95, ГОСТом Р 50646-9.

В «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП) таможенные услуги определены в разделе L«Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование» под кодом 7511 «Деятельность по всем аспектам в области управления на государственном уровне». Эта подгруппа содержит «виды деятельности, связанные с функциями государственной администрации: … таможенное управление, включая контроль провоза грузов и почты через границу, взимание пошлин и прочих сборов с провозимых грузов, установление квот и таможенных тарифов для взимания пошлин на провозимые грузы[6]».

В соответствии с ГОСТом 30335-95 под таможенной услугой следует понимать результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников внешнеторговой деятельности.[7] Из этого определения вытекают некоторые отраслевые  особенности таможенных услуг.

Следуя концепции «сервисной таможни», которую обосновали ученые еще в начале 2000 годов, основная масса услуг, производимых таможенной системой, носит нерыночный характер. Они оказываются всему обществу, не имеют цены для его отдельных членов. Однако эти услуги имеют стоимость, которую обычно приравнивают к затратам на содержание таможенной системы. По своей природе эту группа услуг можно назвать публичными таможенными услугами, т.е. фактически, это функции таможенного администрирования, подход к осуществлению которых концептуально изменен в рамках административной реформы и следования целям всемерного содействия развитию внешнеэкономических связей.

Кроме публичных таможенных услуг отдельно необходимо  выделить государственные таможенные услуги, которые также целесообразно разделить на группы.

Часть государственных таможенных услуг является обязательной для участников внешнеторговой деятельности (ВТД) в соответствии с властными предписаниями и правилами пересечения границы государства, поэтому их можно назвать обязательными государственными таможенными услугами. Здесь возникает спорный момент. По сути, эти услуги близки к функциям таможенных органов, но так как в процессе их реализации можно выделить большой элемент обслуживания, то по природе осуществления их целесообразно отнести именно к группе государственных таможенных услуг.  Примером таких услуг может служить процедура таможенного оформления, осуществляемая при пересечении юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Другая часть услуг выполняется по просьбе участников ВТД и не является обязательной. Таможенная система оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности, которые оплачиваются последними, например: таможенное сопровождение, предоставление отсрочки уплаты таможенных платежей, складирование товара в таможенных складах, принадлежащих таможенным органам, и т.д.

Есть также группа государственных таможенных услуг, которые оказываются физическим и юридическим лицам по их инициативе на безвозмездной основе. К таким услугам относят: информирование и консультирование; принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направление заявителям ответов и т.д.

Особенность оказания и потребления таможенных услуг  заключается в их жестком законодательном регулировании, то есть, перечень предоставляемых таможенных услуг ограничивается задачами и функциями самих таможенных органов и, следовательно, количество и качество предоставляемых таможенных услуг регламентируется законом.

Законодательство устанавливает для таможенных органов 11 основных функций. С реализацией каждой таможенной функции связана соответствующая группа таможенных операций, которые определяются как отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств[8].

Вследствие того, что существует определение государственной услуги как деятельности, выражающейся в совершении действий и (или) принятии решений, понятие «таможенная операция» наиболее близко к понятию «таможенная услуга», как государственная услуга. Следует отметить, что функции таможенных органов реализуются через осуществление законодательно закрепленных таможенных операций, поэтому можно говорить о том, что таможенные операции являются более общим понятием, чем таможенные услуги.[9] Поэтому среди функций таможенных органов можно выделить некоторые отдельные виды, которые имеют отчетливо выраженный статус таможенных услуг.

Все  услуги, оказываемые таможенными органами можно разделить на две группы: услуги,  реализующие процесс таможенного оформления, и услуги, обеспечивающие процесс таможенного оформления.

1. Услуги,  реализующие процесс таможенного оформления, по сути, являются составляющими этого процесса, и в соответствии со стадиями таможенного оформления их можно разделить на следующие услуги:

1.1. Оформление при прибытии товаров на таможенную территорию РФ: (оформление прибытия или доставки, таможенное оформление транзитной декларации, книжки МДП, товаросопроводительных документов);

1.2. Оформление внутреннего таможенного транзита товаров и транспортных средств (идентификация товаров и документов на них; выдача свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров;  выдача разрешения на внутренний таможенный транзит; таможенное сопровождение; завершение процедуры внутреннего таможенного транзита);

1.3. Услуги по временному хранении товаров (хранение товаров на складе временного хранения);

1.4. Услуги по оформлению  убытия товаров с таможенной территории РФ (предварительное информирование зарубежных таможенных органов при перемещении товаров через таможенную границу);

1.5. Услуги, оказываемые при декларировании товаров (принятие предварительного решения о классификации товаров; проведение документального контроля; предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей; экспертные услуги);

1.6. Услуги по оформлению выпуска товаров (принятие решения о выпуске товаров);

2. Услуги, обеспечивающие процесс таможенного оформления, представляют собой вид деятельности таможенных органов по предоставлению информации, реестрированию субъектов «околотаможенной» деятельности, разъяснительной работе с субъектами ВЭД, который способствует повышению качества и скорости таможенного обслуживания.

2.1. Информационные и консультационные услуги (консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставление информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) и правовых актах в области таможенного дела);

2.2. Услуги по реестрированию «околотаможенной» деятельности: (включение таможенных перевозчиков в Реестр таможенных  перевозчиков; включение владельцев складов временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения;  включение таможенных представителей в Реестр таможенных брокеров; включение банков, кредитных организаций или страховых организаций в Реестр банков и иных кредитных организаций; выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению);

2.3. Образовательные услуги, предоставляемые входящими в структуру таможенной системы организациями (повышение квалификации субъектов околотаможенных структур, курсы и семинары для участников ВЭД по изменениям в таможенном законодательстве и т.д.).

Исходя из анализа таможенных операций, сопровождающих реализацию задач и выполнение функций таможенных органов, и из представленной типологии таможенных услуг, последние возможно классифицировать по следующим классификационным позициям.

1. По субъекту, предоставляющему таможенные услуги:

  • услуги, предоставляемые таможенными органами: государственные таможенные услуги и услуги сопутствующие процессу таможенной очистки «околотаможенного» характера;
  • услуги, предоставляемые  «околотаможенными» структурами.

2. По объекту предоставления услуги:

  • общественные – услуги, предоставляемые всему обществу и государству;
  • частные – услуги, предоставляемые конкретным субъектам ВЭД.

3. По принципу платности:

  • платные – услуги, предоставляемые за плату;
  • бесплатные – услуги, предоставляемые бесплатно.

4. По характеру партнерских отношений:

  • таможенные услуги рыночного характера;
  • таможенные услуги нерыночного характера.

Итак, таможенные услуги – это государственные услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей. Вся деятельность Федеральной таможенной службы как института государства обеспечивается специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Исходя из того, что она нацелена на повышение благосостояния страны, можно утверждать, что в конечном итоге в результате такой деятельности создается определенное социально-экономическое благо. По сути же деятельность, приносящая такое благо, и есть услуга.

Проведенный анализ, позволяет выделить три основных сегмента системы таможенного обслуживания, к которым относятся:

  1. государственные таможенные услуги, предоставляемые в рамках процесса таможенного администрирования;
  2. таможенные услуги коммерческого характера, предоставляемые субъектами «околотаможенного» рынка обслуживания.

При этом между выделенными сегментами системы таможенного обслуживания прослеживается определенная взаимосвязь и противоречие: таможенные услуги коммерческого характера, предоставляемые «околотаможенными» структурами, способствуют повышению качества и совершенствованию государственных услуг, но при этом находятся в отношениях некоторой конкуренции с сегментом услуг, предоставляемых таможенными органами, сопутствующих процессу таможенной очистки (хранение товара на таможенных складах и складах временного хранения, принадлежащих таможенным органам, таможенное сопровождение и др.).

Дальнейшее развитие процесса аутсорсинга в таможенном деле будет способствовать расширению рынка «околотаможенных» услуг, что должно содействовать повышению эффективности выполнения функций, возложенных на таможенные органы,  и развитию внешнеторговых связей страны.

Список литературы:

  1. Концепция административной реформы: одобр. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №46, ст. 4720; 2008. №7, ст. 633; 2008. №14, ст. 1413.
  2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №31, ст. 4179.
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 Утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 (дата введения 01.01.1994) с изменениями внесенными Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.
  4. Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования “сервисной таможни”. –
  5. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. – М.: Книга и бизнес, 2001. С.143.
  6. Алькин Г.И, Герба В.А. Сущность государственных услуг// Вестник ТОГУ. 2009. №3. – С. 129-134.
  7. Л.А. Душакова. Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг.//http://www.jurvestnik.psu.ru/vipusk2122011/126-2011-2-14.html
  8. http://www.customs.ru


[1] Алькин Г.И, Герба В.А. Сущность государственных услуг// Вестник ТОГУ. 2009. №3. – С. 129-134.

[2] Л.А. Душакова. Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг.//http://www.jurvestnik.psu.ru/vipusk2122011/126-2011-2-14.html

[4]Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 г. №2225-р. «Концепция развития таможенных органов Российской Федерации».

[5] ФТС перечислила в бюджет 6,579 трлн руб, перевыполнив годовой план. // РИА новости http://ria.ru/economy/20121229/916737460.html#ixzz2IhKkKADX

[6] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 Утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17 (дата введения 01.01.1994) с изменениями внесенными Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст.

[7] Ершов А.Д., Евдокимов А.И., Доля А.Н. Теория и методология формирования “сервисной таможни”. –

СПб., 2005. С.45.

[8] Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. – М.: Книга и бизнес, 2001. С.143.

[9] Блинов Н, М. и др. От культа таможни к таможенной культуре \ Н.М.Блинов, В, Н. Иванов, В.Б. Кухаренко. -М.: Книга и бизнес, 2001с35.